В процессе бетонирования лучше, если смесь сразу заливается в опалубку на весь объем, беспрерывно. Но есть и технология, по которой заливка может вестись послойно. Тогда слои в опалубку заливают так, чтобы предыдущий слой не схватился до заливки следующего. Но существуют ситуации, когда такая заливка невозможна. И в этом случае важно соблюдать некоторые нюансы, чтобы шов, образующийся между слоями, не повлиял на прочность всей конструкции. Место стыка в такой ситуации носит название рабочий шов бетонирования.
Шов бетонирования возникает в том случае, когда организация процесса дала сбой или на площадке используется недостаточное количество техники. Во избежание их появления нужно следить, чтобы простоев в работе не возникало, но это не всегда возможно. Холодный шов при бетонировании может использоваться в таких случаях:
Также возможно устройство швов для отдельных балок, ребристых перекрытий, сводов и мостовых арок – в том случае, если стык заранее просчитан и оговорен проектом.
Чтобы рабочий шов бетонирования не влиял на итоговую прочность конструкции, его нужно выполнять по правилам. Так, если прошло более двух часов с момента заливки предыдущего слоя, то следует дождаться, пока он достигнет прочности в 1,5 МПа, а затем только заливать новый слой. В этом случае структура предыдущего слоя не нарушается. Однако перед заливкой обязательно нужно счистить цементные пленки с поверхности, а затем смыть пыль водой под давлением. Чтобы обеспечить большую сцепливаемость между швами, устройство шва бетонирования предполагает использование материалов, повышающих адгезию: битума, грунтовки, клеевых составов. Между слоями также можно прокладывать сетку для армирования.
Кроме технологических, бывают еще температурные швы. Их нарезают на поверхности уже затвердевшего бетона алмазным кругом.